Павел Терёхин (paveltep) wrote,
Павел Терёхин
paveltep

Category:

Был у этого чудесного танкиста один недостаток.

Был у этого чудесного танкиста один недостаток и очень не простой.

Рейд под водой
Иван Горбунов был лучшим механиком-водителем в нашем подразделении.
На поле боя он ловко ускользал от вражеских снарядов и нагонял гитлеровцев, как бы они ни старались убежать.

Был у этого чудесного танкиста один недостаток: он очень боялся авиационной бомбардировки.
Дошло до того, что комсомольца Горбунова чуть не отдали под суд.

Мне об этом сообщили и спросили совета. Что можно было посоветовать? Вызвать парня и сказать ему: «Ты трус» — мало.
И это дела не изменит. Сказать: «Советский воин не должен бояться» — общие слова...

Решил отучить Горбунова от самолетобоязни личным примером. Я сам начал выходить с ним в бой.

Сначала, как только в небе появлялись самолеты противника, молодой механик-водитель начинал нервничать, а когда они снижались, шли бреющим полетом, он даже пытался выскочить из машины.

Я его задерживал, приказывал вести танк вперед. Так повторялось несколько раз, пока Горбунов не преодолел наконец страх.
Больше того, во время одной интенсивной бомбардировки и сильного артиллерийского обстрела комсомолец спас своего командира роты и вывел пылающую машину с поля боя. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.



Мы шли все вперед и вперед. Разгромленный противник откатывался к Днепру. На помощь нашей пехоте, наступавшей к северу от Киева, спешили танковые соединения, которые получили приказ немедленно выйти в район Пуховки. Но на пути встала серьезная преграда — Десна — широкая в этой местности река с неровным руслом и быстрым течением. Чтобы ее форсировать, нужны большие паромы или мосты. Как быть? Построить переправу? Это займет много времени. Были бы наши танки плавающими — другое дело. Водный рубеж — их стихия. Но наши средние машины для этого не были приспособлены.

На берегу собралось несколько десятков опытных танкистов — старших офицеров, командиров частей, инженеров, техников, механиков-водителей. Возникало много идей, но каждая из них тут же отвергалась.

— Разрешите? — вдруг послышался знакомый мне голос.

Вспыхнули огни фонариков. Десятки лучей осветили смущенного танкиста. Это был Иван Горбунов.

Он предложил форсировать Десну вброд, по дну реки...

— Товарищ сержант, это вам не гайку привинтить, — сделал ему замечание один из офицеров.

Кто-то засмеялся.

К комсомольцу подошел генерал. Он пристально взглянул на него и попросил детальнее изложить свой план форсирования Десны.

— План? Плана у меня нет, товарищ генерал... Но мне кажется, — робко заявил Горбунов, — что можно найти брод и своим ходом пройти по нему.

Генералу понравилась идея, но он и виду не подал. Только спросил:

— Первым пойдете?

— Конечно. Пойду, товарищ генерал. Разрешите...

— Не утонете?

— Думаю, что нет, товарищ генерал.

Тот кивнул головой — дал согласие.

Иван Горбунов и Семен Кривенко, сняв с себя одежду, вошли в холодную воду. Они переплыли Десну, то и дело опускаясь на дно и пробуя его ногами, и пришли к выводу: реку надо форсировать не по прямой, а под углом, по пути обходить ямы и глубокие места.

Комсомольцы вышли на несколько минут на берег, обогрелись и снова пошли в воду. На этот раз они обозначили вехами обнаруженный ими брод.

Прошло еще минут двадцать. Горбунов доложил:

— Брод найден, товарищ генерал. Разрешите пройти на танке?

— Хорошо, — согласился командир корпуса.

К реке подошел танк и остановился. Бойцы экипажа быстро подготовили машину к форсированию реки: насколько это возможно было в той обстановке, постарались закрыть все щели в танке, а башню и моторную группу накрыли брезентом. Несмотря на сильный холод (был конец октября), танкисты сбросили с себя одежду и, оставшись в одних трусах, заняли свои места.

— Счастливо, вперед! — скомандовал генерал.



Машина медленно пошла вниз, сползла в воду. Огни фар легковой автомашины осветили черный, как смола, бурлящий круг на реке. Ширина Десны в этом месте достигала двухсот метров. Танк Горбунова быстро исчез. Неужели машина погибнет вместе с ее отважным экипажем?

Нет! План молодого механика-водителя был реальным. Комсомолец хорошо продумал все, прежде чем решил высказать свою мысль.

Горбунов вел машину вслепую. Сверху, с башни, стоя в воде, наблюдал командир танка и по вехам определял направление.

— Правее, правее, товарищ сержант. Куда полез?..

Вода проникала в машину, поднималась до сиденья и выше, просачивалась в силовое отделение, но мощный вентилятор выдувал ее вон.

Все тревожно поглядывали на часы. Прошло несколько минут, и на противоположном берегу замигал огонек. Он описал два условных круга: «Водную преграду преодолели».

Офицеры, окружавшие генерала, облегченно вздохнули. Раздались одобрительные возгласы:

— Молодцы!

Генерал щелкнул портсигаром, закурил. Для него наступил ответственный момент: он должен решить, может ли весь корпус пойти по пути смелого танкиста. Ведь речь идет не об одной машине, о жизни не одного экипажа, а о сотнях танков, о жизни многих людей.

Комкор прекрасно знал своих людей и технику, которой они владели.

Он понимал: там, где пройдет один советский воин, пройдет целая армия, там, где прошел один танк, пройдет весь танковый корпус.

— По ма-ши-нам!


К рассвету танкисты без единой аварии форсировали реку и вышли на новые исходные позиции.

Tags: paveltep, welcome, Великая Победа, Война, Время
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment